Форум » Фотосъемка грибов » О стереофотографии » Ответить

О стереофотографии

ТИВ: Со стереоизображением я познакомился лет в 18, когда читал Я.И. Перельмана «Занимательная физика». Там приводились стереоскопические рисунки, но слишком маленькие и низкого качества, так что стереоэффекта я не увидел. За то, приводился простой метод, как в простой фотографии увидеть стереоизображение. Надо закрыть один глаз и через некоторое время мозг поймёт, что придется приспосабливаться видеть мир одним глазом в стереоизображении и выдаст вам объёмную картинку плоско фотографии. Можно подобрать расстояние до фотографии, на котором будет максимальный стереоэффект. Глубина стереоэффекта зависит от фокусного расстояния объектива и расстояния до снимаемого объекта. Старые фотографии имеют слабый стереоэффект из-за относительно большого фокусного расстояния объектива (порядка 50мм). Современные цифровые аппараты имеют фокусное расстояние 6мм и меньше, а стереоэффект значительно глубже. Покопайтесь в своих фото архивах, и вы все это увидите сами, тем более, что метод не требует особых усилий! Расстояние до снимаемого объекта имеет одно из решающих значений, чем ближе объект к объективу, тем больше он отделяется от заднего плана и вообще может «повиснуть» в воздухе выдвинувшись с экрана (плоскости фотографии) вперёд. Тут современная техника даёт бОльшие возможности, позволяя приблизить объектив фотоаппарата до нескольких сантиметров. У многих старых фотоаппаратов таких возможностей не было, а посему я не смог на своих чёрно-белых фотографиях рассмотреть заметный стереоэффект. Потом я рассматривал стерео фотографии в нескольких журналах, они были маленькие и невзрачные, вот из–за их то маленького размера мне никак и не удавалось «свести» изображения, они проскакивали друг друга (это я уже потом понял). Свести маленькие прямые стереопары гораздо сложнее чем относительно большие! Тут надо сделать небольшое отступление. Простое соблюдение расстояний стереобазы не даёт хорошего результата, как при съёмки, так и при рассмотрении стерео изображения. Что я имею в виду? Начнём с того, что человек на удалённом расстоянии от себя всё видит плоским, так как угол, под которым он рассматривает предмет, очень мал. Но мы можем избежать этого недостатка, произведя съёмку с двух точек расположенных, к примеру, на расстоянии 150-200мм. Но чем ближе будет располагаться предмет съёмки, тем меньше нужна стереобаза, для современного цифровика на расстоянии до 40см она будет, порядка, 5мм. По этому нельзя закрепив два фотоаппарата на расстоянии глаз (60-70мм) получить идеальную съемку как в макро режиме, так и на большом расстоянии. Я использую следующую стереобазу: до 40см 5мм 40см-100см 1-1,5см 1м-7м 5-6см По настоящёму хороший стереоэффект я увидел на Арбате в кинотеатре «Октябрь». Затем в институте приятель показал мне стереослайды. Это было потрясающе! Он использовал два проектора с поляризованным светом и поляризующие очки (поляризаторы, я подозреваю, он позаимствовал там же в «Октябре»), экран он сделал специальный, чтобы не терялась поляризация. Особое впечатление на меня произвела «лесная тропа». Тропинка начиналась прямо из-под ног и уходила за деревья! Размер экрана был большой и обеспечивал эффект «присутствия»! После этого я «заболел» стереофотографией. В мою молодость стереофотографий было мало и первые качественные снимки, которые я увидел, были из позапрошлого века. Это были снимки Л.Н. Толстого, один снимок мне запомнился особо. Толстой сидел в кабинете, а съёмка велась из открытой двери, по этому перед вами как бы распахнулась дверь в комнату, а в ней сидит Толстой. Жаль, но у меня нет этой фотографии, но, думаю, её можно найти в Интернете. Теперь часто публикуют стереофотографии, но не все люди могут их увидеть, так как требуется тренировка, но дело стоит того. Я не устаю пропагандировать стерео фотографию и буду благодарен все кто поделится со мной своими стереофотографиями и обычными, где хорошо виден стереоэффект. ТИВ.

Ответов - 251, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 All

ariona: ТИВ Очень здорово, беленький даже обхватить за ножку захотелось! Объясните, если можно, для дилетанта подробнее. Стереобаза в 1-1.5 см - значит при съемке с расстояния в 40-100 см нужно сделать два снимка, сдвинув по прямой камеру на 1-1.5 см? Или как? Спасибо. Да, я тоже когда-то в "Октябре" первый стереофильм увидела.

ТИВ: Ariona, вы всё правильно поняли. У меня небольшой колышек, который я использую как штатив. Воткнув его в землю, я делаю снимок, за тем немного отклоняю по горизонтали в правую сторону и снимаю второй кадр. Стереобаза сильно зависит фокусного расстояния объектива, это надо учитывать при использовании зума. Расстояния приблизительные и даны для фокусного расстояния 6-7мм. ТИВ

mvk: Касательно Перельмана - после прочтения книжки, мы с отцом всегда старались взять билеты в кино на 10-12 ряд по центру зала, и смотрели фильм одним глазом - в кино этот "эффект присутствия" гораздо сильнее, чем на фото! :-) Кстати, главное условие - расстояние, с которого смотреть на снимок одним глазом. Оно равно фокусному расстоянию объектива помноженному на коэффициент увеличения картинки. Например, если снимали аппаратом с фокусным расстоянием 28 мм., матрица имеет в длину 24 мм, а конечное фото - 290 мм., то "эффект присутствия" будет максимальным, если смотреть на это фото одним глазом с расстояния 28*290/24=338 мм. Здесь просто нужно вспомнить того же Перельмана и уяснить - откуда же берется этот самый "эффект присутствия". А возникает он потому, что глядя на фото одним глазом с означенного выше расстояния мы видим изображенное на фото точно под такими же углами, под какими камера при съемке "видела" снимаемый объект. То-есть изображение на сетчатке глаза в этом случае становится в точности таким же, как если бы мы смотрели на сам объект из точки, где была установлена камера. Мозг отмечает этот факт (ведь он "помнит", как должны выглядеть те или иные предметы! И, не видя вдобавок плоскости фото (для этого нужны два глаза!), услужливо "дорисовывает" недостающий объем. А если еще чуток подумать и посчитать, то станет ясно, почему именно 50 мм. стали, в свое время "эталоном" фокусного расстояния для пленочных камер: если исходить из размера фотокарточки 18х24 см. (очень популярный некогда размер!), то получится, что для "эффекта присутствия" ее нужно рассматривать с расстояния ок. 33 см - и именно с этого расстояния ее и удобнее всего смотреть! При съемке на пленку, 50-мм. объективы не "длинноваты", а как раз оптимальны для получения "псевдообъема", так как карточки, снятые "шириком" нужно подносить слишком близко к носу (когда уже невозможно охватить взглядом ее всю), а снятые "телевиком" - пришлось бы и вовсе рассматривать с такого расстояния, с которого не только "эффекта присутствия", но и самой карточки не разглядишь :-) Естественно, что для цифровых камер с матрицей маленького размера, оптимальным будет меньшее фокусное расстояние - примерно те же 40-60 мм., поделенные на т.н. "кроп-фактор". Еще пару... м-м-м... возражений по тексту. а) Оптимальная стереобаза не зависит от конструкции аппарата (цифровой, пленочный, видео, и т.п.), а только от расстояния до снимаемого объекта. Ибо в стерео важны не абсолютные смещения, а угловые: то, на какой угол должны повернуться глаза относительно друг-друга и определяет видимую "глубину залегания" объекта в снимке. б) Стереобаза в 5 мм. - слишком мала для расстояния в 40 см.! Ощущение объема в этом случае будет примерно таким же, как если просто глазами смотреть на сцену, расположенную в 5,2 метрах! Но ма ведь прекрасно можем рассмотреть объект, расположенный в 0,4 метрах и без всякой камеры, при этом "глубина" будет ощущаться гораздо сильнее! Вывод - на расстоянии в 0,4 метра следует использовать стереобазу, в 5-6 см, - в таком случае мы увидим на стерео этот объект так же, как и глазами. Мое правило такое: до расстояния примерно в 30 см., стереобаза равна (или больше, если хотим подчеркнуть объем удаленных объектов - см., например, фото монастыря или реки в моей ветке) расстоянию между зрачками нормального человека (55-70 мм.). На меньших расстояниях стереобаза уменьшается пропорционально отношению L/30 cм (L - расстояние при съемке).


mvk: ТИВ пишет: кто поделится со мной своими стереофотографиями Если нужно для Вашего проекта - можете использовать все стереофото, размещенные в моей ветке. Если подойдут перекрестные пары, естественно. Кстати: Вы заблуждаетесь относительно того, что "стереобаза сильно зависит от фокусного расстояния". Правда-правда. :-)

ТИВ: Уважаемый, mvk. Я некоторое время занимался передачей телевизионного сигнала, знаю о строении человеческого и особенностях зрения, которое, кстати, зависит от возраста. Дети, например, видят кадр по другому, и по этому садятся на первый ряд. Угол под которым мы рассматриваем фотографию обусловлен нашим «желтым» пятном, областью в нашем глазу виде эллипса который может быть вписан в прямоугольник с соотношением сторон 3х4. Это область наибольшей резкости, и мы инстинктивно располагаем фотографии на таком расстоянии, где она вся в резкости. И нет связи между фокусным расстоянием объектива и тем углом, под которым мы смотрим на фотографию. На счёт стереобазы много информации в Интернете, существуют таблицы и даже расчёты этой самой стереобазы (ссылок не сохранил), если захочется можно найти, если искать лень можно легко проверить дома на столе. Гораздо интереснее обсудить компоновку кадра. Для того, что бы монитор не был ящиком с окном, за которым показывают стереомир, надо, что бы некоторые детали хоть немного выступали за него. Для этого в кадре необходимо иметь предметы близко расположенные к объективу, в середине объект съемки, а задний план должен располагаться не слишком далеко. У кого какие мнения? В жизни всё может быть, что не противоречит законам физики. ТИВ.

ТИВ: Стереофотографии мне просто интересны, никуда я их «вставлять» не собираюсь. Прямой и перекрёстный методы в стереофотографии имеют свои достоинства и недостатки. На «цивилизованных» сайтах все фотографии представлены в нескольких вариантах. Прямой метод более старый, и на мой взгляд, больше распространён (всё стереокино снято прямым способом). А если я вас, чем ни будь обидел, уважаемый mvk, прошу прощения.

mvk: ТИВ пишет: можно легко проверить дома на столе. К Дьяволу таблицы из Интернета, составленные "тиаретегами" - давайте обратимся к практике (это просто убедительнее действует) :-) Просто посмотрите свое стерео гриба, которое Вы помещали в моей ветке (кстати - завидую Вашему монитору: мне пришлось установить разрешение в 1920х1440, чтобы смочь его свести!) а потом - вот это (Вам, видимо, прийдется "переставить" половинки) - оно снято с расстояния около 10 см. со стереобазой 30-35 мм - примерно в 6-7 раз больше, чем рекомендуете Вы. Ну и потом - здесь можно ничего не писать, но будьте честны сами с собой - вот и все ;-) Касательно "теорий" о желтом пятне и "хоне максимально резкого изображения" - лучше промолчу, чтобы никого, не дай Бог, не обидеть, просто подумайте о том, что для того, чтобы разместить фото 13х18 (!!) полностью в "желтом пятне", его нужно смотреть с расстояния около 70-80 см. Ну а область максимальной четкости (в которой можно, например, читать текст) - и вовсе всего около 4° - в этом тоже легко убедиться не вставая из-за компьютера (что я и проделал только что). Но согласен с призывом прекратить идеологические споры - их можно, если угодно, продолжить в привате или по e-mail, ибо мало кому здесь это интересно. Касательно стерео, в которых предметы "вываливаются" из плоскости экрана - да, эффектный прием. Кстати, немало помогает здесь использование достаточно широкой рамочки, "полей" вокруг собственно фото, как, например, это сделано здесь:

mvk: Позволю себе дать ссылочку на еще одно - вот здесь не побоюсь этого слова - потрясающее стереофото. Доводилось видеть очень много стереоснимков, но этот - самый сильный из того, что видел.

ТИВ: Фото Л.Н. Толстого. Статья из журнала.http://slil.ru/23530033 ТИВ

ariona: mvk Действительно, здорово! Лед вообще невозможно глубокий и прозрачный. ТИВ За классика тоже спасибо!

mvk: А вот еще одна весьма интересная, как по мне, стереофотоидея: Стереопара перекрестного типа, смотреть удобно, прикрыв ладонями мешающие половинки: левой - левую от левого глаза, а правой - правую от правого.

ariona: mvk Я так и смотрю, ограничивая ладонями. С последней не сложилось: лента Мебиуса какая-то. Не пойму, где верх, где низ. Вроде тротуар, а кажется, что потолок.

mvk: Так в том и идея. Неновая, конечно, но в стерео, да еще и вот в таком виде - мне пока не попадалась. Отражения в лужах - вообще благодатный материал для стерео.

ТИВ: Любителям старины.

mvk: Сегодня мне дали ссылочку на интересную статейку с геометрическими соображениями по стереофото, в частности - и с рекомендациями по выбору стереобазы. Статья И есть еще вот такая иллюстрация, наглядно показывающая влияние стереобазы на восприятие стерео. "Сведите" картинку (сверху можно выбрать прямая/перекрестная пара), а потом водите мышкой по шкале снизу - будет меняться стереобаза, очень наглядно!

ТИВ: Большое спасибо, MVK, за прекрасные фотографии и интересные ссылки. Хотелось бы проиллюстрировать влияние стереобазы на качество стереоизображения. Снимки расположены по мере возрастания величины стереобазы. На последней фотографии видно, как шляпка гриба вытянулась в сторону объектива. Ещё более заметны геометрические искажения на следующей фотографии. ТИВ.

mvk: ТИВ Но все-таки - последние фото удается "свести" только в виде превьюшек, на которых практически ничего не разобрать - не помогает и максимальное разрешение, на которое только способен мой монитор :-( Не могли бы Вы размещать стереопары перекрестного типа? Ведь их сможет тогда посмотреть гораздо больше людей - уверен, что никто из посетителей темы так ничего и не увидел :-(

ТИВ: Пожалуйста!

mvkarpov: Нифига не могу смотреть стерео. После попыток сфокусироваться как надо глаза назад не расфокусируются, башка плывёт, приходится выключать компьютер и спать идти...

mvk: ТИВ пишет: Пожалуйста! Оу, благодарю! На последнем снимке, судя по всему - мои любимые фиолетовые рядовки ("голые леписты", если по-латыни)?



полная версия страницы